Болото и его жители

В заколдованных болотах там кикиморы живут,-

  Защекочут до икоты и на дно уволокут.

    Будь ты конный, будь ты пеший — заграбастают,

    А уж лешие так по лесу и шастают.

    Страшно, аж жуть!

В.С.Высоцкий, “Песня-сказка о нечисти”

С легкой руки Владимира Семеновича и повелось, что если где и жить кикиморе — то только на болоте. А на самом-то деле эта дама предпочитает не сырые топи, а сухие и теплые помещения, любит помогать по хозяйству (правда, в большинстве случаев у нее ничего не получается — этакая медвежья услуга), и только в современной культуре теплолюбивую старушку переселили на болото. “Ни земля, ни вода”, место, нежно любимое всякого рода нечистью, овеянное поверьями и легендами — болото и будет темой сегодняшней статьи. Но, несмотря на опасность, на болота и раньше шли, и сейчас идут: грибы и ягоды, а также целебные травы, растущие там, так и манят людей. Это если не брать в расчет регионы, где практически вся местность и представляет собой одно большое болото. Человек постепенно ухитрился выработать техники хождения по заболоченной местности, благодаря которым можно было “дойти туда, и вернуться обратно”, и ряд примет появился, по которым отличают опасное место от безопасного, но болото от этого не стало добрее к людям.

 

Кто такой болотник?

Не только у славян болото считается нехорошим местом — нет ни одного народа, который избрал бы его своим домом. Оно и понятно — неверная, опасная, бездонная топь мало кому может внушить доверие. Духов, обитающих в ней, чаще всего именуют просто болотниками. Болотником же называют и близкого родственника водяного, который владеет топями и трясинами, и почти во всем повторяет облик и привычки озерного и речного обитателя. Но чаще всего его именовали просто чертом; в Вологодской губернии на болотах жили бесы, в Смоленской — водяные. Именно их действия направлены на то, чтобы вредить людям. Так, самая распространенная легенда — о сбившемся с пути человеке, которого нелегкая занесла среди ночи на болото. Правда, сам он об этом узнавал не сразу.

Еще не так давно, незадолго до революции, у заволжских народов бытовала быличка о старце-пустыннике. Он часто встречался грибникам, ягодникам, рыбакам и охотникам — словом, всем, кто находился в “зоне риска”, так как часто приближался к опасному месту. Благообразный седовласый дедушка, звеня ржавыми веригами, старался ненавязчиво завести беседу с “добытчиком”. Он говорил о спасении души, о молитвах и строгом посте, о том, что безгрешная жизнь пойдет людям только на пользу, но ни разу при этом не упоминал о Боге. Через какое-то время после такой психологической обработки у путника было настолько затуманено сознание, что он соглашался посетить жилище отшельника, которое “вот тут, неподалеку, сразу за березками”. Правда, домик оказывался не так близко, как утверждал старичок, и доверчивый грибник нарезал не один круг по тайным тропкам, пока спутники добирались до заветной поляны. Чудесная чистенькая избушка так и манила утомленного гражданина, но, когда он собирался переступить ее порог, домик резво исчезал, а на месте благодушного отшельника-богомольца появлялась мерзко хихикающая рожа болотника. И тогда добытчик кусал локти — дорогу-то он не запоминал, идя за старичком, и в итоге так неосторожно дал себя заморочить зловредной нечисти.

На Севере хозяином болот чаще всего была хозяйка — болотница. Ее представляли как прекрасную девушку, миловидную, с длинными белокурыми волосами и выразительными голубыми глазами. Девушка часто была обнаженной, и заманивала путника просьбами о помощи. Несмотря на необычный вид болотной прелестницы, люди шли “на помощь”. А удивляться было чему: болотница живет в огромной кувшинке, пряча в ней единственную уродливую часть тела — гусиные (или лягушачьи) ноги с черными перепонками.

А южнее болотник был мужского пола. Представляли его в разном виде: то это было необъятное существо без глаз, живущее на самом дне трясины, то — покрытый шерстью или водорослями человек с руками неестественной длины и хвостом, как у головастика. Часто ему приписывают огромный живот, лягушачьи лапы, глаза навыкате и неестественно большой рот, спрятанный во всклокоченной, неопрятной бороде. Вне зависимости от внешнего вида, считается, что болотник негативно относится к человеку, можно даже сказать — агрессивно. Из содержания практически любого мифа можно почерпнуть информацию о том, что болотник заманивает людей в трясину и топит в ней, утаскивая к себе на дно: прикидывается болотной кочкой и, когда путник наступает на обманку, кочка уходит у него из-под ног, а человек погружается в болотную жижу, не в состоянии выбраться — агрессивная нечисть будет тянуть его за ноги вниз, не позволяя сделать и глоток воздуха. Для той же цели болотный царь создал чарусу. Это небольшой зеленый островок на опушке леса-сухостоя, который радует глаза и нос яркими цветами и их манящим ароматом. Любитель цветочков идет на красивую поляну, и через пару шагов оказывается погребенным под толщей воды: зеленая травка скрывает под собой смертельную топь.

Если современный человек увидит пузырьки на поверхности болота, то он скажет: это выходит болотный газ. Он образуется на дне, и является продуктом гниения растительных и животных масс, находящихся под водой. Если задать вопрос о пузырьках лет триста тому назад, то предок этого человека скажет: это болотник спит, и воздух со дна поднимается от его дыхания. На обед он предпочитает свежий мох и обломки гнилых деревьев. В услужении болотника находится не только вся нечисть, обитающая в трясине. но и мелкая мошкара: считается, что комарье и гнус гонят путника в самую трясину, а тот, спасаясь от укусов, отступает в свободную от насекомых сторону и не подозревает, что идет навстречу смерти.

Появление болота: миф и наука

Откуда же взялось само болото, что оно из себя представляет? Обратимся к словарю.Он нам скажет, что болото — участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением, влаголюбивым живым напочвенным покровом. Для болота характерно отложение на поверхности почвы не до конца разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Образуется двумя способами: либо из-за зарастания какого-нибудь водоема, либо из-за заболачивания почвы. Чаще всего возникает в низинах, где из-за особенностей ландшафта скапливается дождевая и грунтовая вода: отсутствие стока и приводит к застою, из-за которого начинается торфообразование. Переувлажнение приводит к тому, что деревья в заболоченной местности погибают, и это еще больше ускоряет процесс появления болота. Чтобы питать мощные стволы, корни должны тянуть изрядное количество жидкости, излишки которой испаряются с листьев. Но, если дерево погибает, то вода из почвы в таком объеме не выводится. Часто причиной заболачивания местности становятся действия человека: например, строительство дамб и плотин для водохранилищ и замкнутых водоемов. Впрочем, превращение в болото — судьба почти всех озер. Исключением стал только Байкал, да еще Великие Африканские озера: из-за того, что они постоянно расширяются за счет геологических процессов, их существование может длиться миллионы лет, в отличие от всех остальных, которые редко “доживают” до 50 тысяч.

А в древности люди считали, что болота появились из противостояния Белбога и Чернобога. Тогда не было вообще никакой земли: точнее, она была, но вся скрывалась под водой. Проще говоря, — была дном океана, покрывавшего мир. Белбог, путешествуя по водной глади, встретился с Чернобогом, и тогда две противоборствующих стороны решили заключить хоть коротенькое, но перемирие: в безбрежном океане должен быть хоть один, да островок. Естественно, Белбог хотел сотворить царство добра и света, а Чернобог — с точностью наоборот. Поспорив немного, боги решили сначала создать землю, а потом уже решать, что и как. Поочередно погружаясь на дно, они наконец добрались до него и начали вытаскивать землю на поверхность. Белбог трудился, не покладая рук, и поднял огромный объем будущих островов. Чернобог быстро устал и обленился, и только с усмешкой наблюдал за действиями вечного соперника. Наконец, светлый бог закончил работу и начал разбрасывать повсюду землю, и там, куда она попадала, образовались острова и материки. Чернобог же спрятал немного земли во рту: он решил во что бы то ни стало создать свою землю, на которой будет царить ночь, и ждал удобного случая. Но Белбог начал творить чудеса: полуживая земля вдруг покрылась деревьями и травой, кустами и цветами. Темный бог не учел, что и те частички почвы, которые находились у него во рту, тоже будут повиноваться воле Белбога: конечно, он долго держался и крепился, но в итоге все равно пришлось выплюнуть спрятанное, потому что и там начали прорастать растения. На той земле, которую выплюнул Чернобог, и появились болота: корявые, хилые деревья, жесткие кустики и травка; и, так как земля была наполовину смешана со слюной божества, то и на болотах произошло так же — образовалась непонятной консистенции жижа. Но часть плана Чернобогу все же удалось воплотить: агрессивно настроенная по отношению к человеку нечисть выбрала местом своего обитания именно болота.

Огоньки и мумии

Наука попыталась объяснить даже знаменитые блуждающие огоньки, которые часто видят на болотах. Бледно-голубые, мерцающие, они двигаются по только им известной траектории, не поддающейся никакому объяснению. Ученые посчитали, что огонек возникает из-за спонтанного возгорания метана, который поднимается со дна трясины, или же светом от гнилушек, или светлячками, или радиоактивными минералами, и еще доброй дюжиной причин, ни одна из которых не вызывает доверия. Хотя бы потому, что сколько ни пытались исследователи имитировать характеристики блуждающих огоньков — даже болота искусственные создавали, и вручную поджигали выделяющийся метан — ни одна из попыток не дала ожидаемого результата. Еще одна ученая версия подразумевает, что блуждающие огоньки — всего лишь итог взаимодействия метана и фосфористого водорода. Последний образуется из-за разложения трупов животных, и, если слой воды небольшой, то фосфористый водород поднимается на поверхность, смешивается с метаном и самовоспламеняется от контакта с воздухом.


Поверья говорят разное. То болотник заманивает огоньками путника, то призрак (так считали в Германии: там люди, при жизни похитившие соседские земли, вынуждены после смерти искать твердую почву на болоте), то это покойник несет свою свечу (так считалось из-за характерного расположения блуждающих огоньков — на высоте человеческой руки). Встреча с ним — предвестник скорой гибели, дурной знак. В Финляндии огоньки называли “льеккьо”, и считали душами детей, которых похоронили в лесу, на севере Европы полагали, что это духи древних воителей, чья задача — сторожить спрятанные в окрестностях клады. Англичане верили, что блуждающий огонь обладает собственным разумом, и завлекает человека в болото или иное опасное место.

Не столь важно, болотник заманил путника в топь, огонек, или сам по неосторожности провалился — ему суждено сохраниться в трясине на многие века. За последние несколько сотен лет было найдено множество мумифицированных, прекрасно сохранившихся тел (самой знаменитой болотной мумией является “Человек из Толлунда”). Большая их часть найдена на торфяных болотах Ирландии, Дании, Нидерландов, Британии и Германии, и датируется исследователями I-IV веками до нашей эры. Сохранность тел обеспечивает сам состав болота: на 90% это вода с высоким содержанием торфяных кислот, из-за которых рост бактерий сильно замедлен. Поэтому тело и не разрушается. Вкупе с минимумом кислорода и низкой температурой воды получается эффект дубления. Добавьте сюда консервирующие свойства сфагнума, и вы получите прекрасный природный “мумификатор”.

 

Ни в народном творчестве, ни в художественных произведениях болото не обделено вниманием. Взять хотя бы бессмертное произведение Булгакова, “Мастер и Маргарита”. Там знакомство читателя и нечистой силы происходит на Патриарших прудах, и я не думаю, что писатель случайно выбрал это место. И сами пруды, и Козье болото, находившееся на их месте несколько столетий назад, всегда были окутаны дурной славой. Или — «Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», — предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. Топи отмечали и художники. В.В.Верещагин, уроженец Череповца, так писал о местной трясине:

Все живое и неживое, сопутствующее человеку, под стать чуду дивному, и с этаким положением я сталкивался в дальних странах, а вот то, что пребывало неподалеку от нашей череповецкой усадьбы, порождая ощущение тревоги, недоумения и страха, вряд ли кто где и когда увидит. Это так называемое у нас Живое болото. Вокруг него березы, заплетенные, закрученные по две-три, трава цветом и рисунком под стать малахиту, грибы со шляпками размером в тележное колесо, валуны, расписанные природою, как пасхальные яйца. Испарения самого болота столь ядовиты, что побуждают долго находящегося там совершать поступки, наносящие вред здоровью, иногда и отнимающие жизнь.

Отмечу, что художник был закоренелым материалистом, не склонным приписывать болоту сверхъестественные свойства. Но и без него свидетельств предостаточно, и если уж где-то и есть аномальные зоны, так это на болотах. Отмечают болото и его обитателей и в фольклоре:

Было бы болото, а черти будут.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Ввели в грех, как бес —  в болото.

В доме ворочает, как лукавый в болоте.

Бессчетное количество примет, по которым высчитывали погоду и грядущие урожаи, тоже хранятся в народных закромах:

Если степные луни устраивают свои гнезда на сырой окраине болота — будет засуха.

Если кулик летит с болота на поле и неустанно кричит — к скорому дождю.

 

Мне кажется, что болота не менее загадочны, чем туман. Полностью не изученные, таящие в себе множество сюрпризов глубины притягивают внимание одних, и вызывают чувство страха у других. Думаю, они еще удивят как исследователей, так и искателей аномальных приключений.

Источник

Добавить комментарий