Как встретить лесных да домашних Духов?

В детстве пробовали вызывать духов? Слышали сказки, как вызвать добрых духов, хотели проверить их правдивость сами? Славяне точно знали, что духи окружают их всюду, обитают в лесах, полях, реках, даже в жилье. Подлинные истории, записанные этнографами на Русском Севере, послужили основой для разговора о вызове духа.

 

На Купальские праздники природные духи особо часто людям встречаются. Поведаем, что знаем о них, а вы слушайте наш сказ.

 

Вызов духов на природе

Во всякой местности свои духи. В полях – хозяин Полевой, хозяюшка Полевая. Хозяйка Полевая, Полудница, высокая, статная. Появляется в полдень. Сказывают, Полудница пугает тех, кто работает в полдень, положено в сей час отдыхать. Проверяет, не оставили ли родители забытого младенца в поле. Полуденница, как и Полевик, появляется часто с сильным ветром, вихрем средь ясного дня. Полевика издревле старались задобрить, приносили хозяину поля дары, чтобы зерно уродилось, чтобы урожай звери не повредили. Когда отпускали скотину пастись в полях, тоже вверяли её заботе Полевика.

 

Сказывают, не всегда Полевик и Полевая к людям ласковы, а ведали славяне и как вызвать добрых духов природы себе на помощь:

 

А в лесу есть полевой и есть красавица хозяйка полевая. Один раз я на дворе обряжался, и убежал боров. И потеряли его, не могут найти. Я спросила у бабки, а она говорит, иди возьми хлеб, три копейки, встань на дороге, по которой он бежал, и скажи: «Хозяин полевой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой», — и кинуть [хлеб и деньги] через правое плечо. Сделала, вечером гляжу, боров-то пришел. Ето леший пригнал. Если что потеряется, тоже так скажешь, и поможет. А полевая бывает хорошая, а бывает и злая (Новгородская обл., Старорусский район, Каншино, 1990).

 

Полевой хозяин есть, он скотину берегет. Бобер Иваныч, пастух, лошадей пас, его вчастую видел. Полевой хозяин один в поле, и на кажном поле есть хозяин. Напугать напугает, да не трогает. Я был небольшой. Поле было все полосам, конец был запущен. Саморощен клевер скошен был. Мать говорит: «Сходи, сграбь». Я пошел грабить. Вдруг засинило, гром загремел. Он [полевой хозяин] вышел со ржи, говорит: «Уходи домой». А я думаю, нет, я сграблю, немного осталось. Он опять: «Тебе сказано, уходи домой». Я бросил грабли и побежал. Бабкам рассказал, оны сказали, это перед нехорошим. А был он, как мужчина, только такой седой (Новгородская обл., Старорусский район, Гривы, 1990).

 

Выгоню скотину и первым долгом прошу полевого, ведь в поле-то он хозяин: «Полевой батюшко, полевая матушка, со своим малым детушкам, спасибо, что сохранили мою корову!»

 

 

 

Вызов духов дома

 

В каждом жилье, известно, свой дух-хранитель, Домовой, есть. В старину знали люди, как разговор вести. При переезде в новую избу Домового задабривали. Сказывали «купил дом, да с Домовыми», стало быть, во всяком жилье Дедушко—Хозяюшко обитает. Одинокий Домовой, которого забыли в оставленном жилье грустит, ночами воет страшно. Потому старались непременно перевезти Дедушку—Домового в новое жилье.

 

Вот что о том, как вызвать духов, Домовых, сказывали:

 

Дедушко домовой есть. Когда в новый дом переедешь, надо проситься. Покланяешься: «Дедушко домовой! Пусти!» Не попросишься, так, говоря, будет пугать. Ночью ходит по дому, чуешь, что ходит, а видеть-то не видиши. Если уедешь, дедушко не позовешь, так он плаче. «Пойдем, — позовешь,— дедушко-заманушко, пойдем со мной». А если не позовешь, воет кто-то (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Кеврола, 1984)

 

Домовеюшко в доме-то есь. Татка коня продавать хотел, а мы спим, да на нижнем двори воет: у-у-у—коня жалеет. Брат голову-то спустил вниз, а там на гривы у коня как ластоцка сидит, в косу плетет, как котко какой. Любит, дак косу все плетет. У меня все плел, дак состригала. (Архангельская обл., Мезенский район, Усть-Пеза, 1986).

 

Вызов духов, летающих змеев

 

Сказывают, есть у славян духи, с которыми встречаться не радостно, опасно. На вызов духов лихих намеренно никто не решался. Бывало, сказывает, дух огненного змея сам приходил, без приглашения. Коли горюет женщина по любимому, ушедшему на войну или погибшему, может приходить к ней летающий змей в образе мужа. Духом, исполняющим желания, станет, да всё что исполнится, обманом окажется, а женщина от того чахнет с каждым днем. Тогда примечают соседи, что не ладное с жонкой творится: днем на люди не показывается, ночами в избе запирается, будто разговоры ведет с кем, бледнеет, худеет. От беды подобной ведают на Севере средство:

 

Подружка у меня была, тоже Машка. И когда война началась, мужика ее на фронт забрали. Она все ревела. И начал он (муж) к ней летать. Говорили ей, что это не он, а черт летаеть. Она отмахивалась. А он ей сундук с гостинцами привез, а открывать не велел. Один раз на печи, она его по голове гладить, а голова его буграми, неровная. А он сказал, что ранили так его. Она напужалась. Он уходить, а Машка — к окну. Глянула — у крыльца искры (по поверьям огненный змей исчезает, становясь искрами), а его нету. Утром сундук тот с гостинцами открыла, а там навоз лошадий.

Стал змей-любак летать к одной женщине. Стала эта женщина соседкам говорить: «Ко мне муж приходит». Соседки говорят: «Откуда ему приходить к тебе – муж твой далече».

И научили бабы: «Ты возьми гребенку; сядь на кровати и расчесывай волосы да бери конопли в рот и хряпай их. Змей подойдет к тебе и спросит: «Что ты делаешь?» – Ты отвечай ему: «Расчесываюсь.» – «А что ешь?» – спросит тебя любак. – Ты отвечай ему: «Ем вши.» – Любак ответит: «Разве можно бабе кости вшей есть?» – А ты ему ответишь: «Разве можно неживой кости к живой ходить?» – Любак от этих слов в конфуз придет и больше к тебе не явится». Баба так и ответила змею, как учили ее соседки. Любак от таких слов смутился, ударил дверью во весь мах и более в тот двор не являлся.

 

Источник

Добавить комментарий