Петров День – традиции, обряды, приметы

 

 

В народно-христианский праздник Петров день (12 июля) чтят святых Петра и Павла, заканчивают купальские празднования «макушку лета» и летние свадьбы, и усиленно готовятся к сенокосу. Как повествуется в христианском вероучении, апостол Пётр — это ближайший ученик Иисуса Христа. Именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне. Именно он первый провозглашает Христа сыном Бога живого. Как раз Петр после Воскресения Иисуса Христа ревностно проповедует Его учения, возглавляет первую христианскую общину. За все это (во время правления императора Нерона) его распяли на кресте вниз головой.

А как почитается Христианской Церковью Павел — величайший веропроповедник Православия. Ведь его нравоучения побудили к созданию на Средиземноморье целого ряда христианских общин. Савл (такое имя было от рождения у Павла) не сразу признал христианством и Иисуса Христа как Мессию. И лишь услышав с небес Божий глас, он стал верным христианином.

Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.

Обычай «караулить солнце»

Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.

Игра в свадьбу

Для песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. «Женихом» был кто-то из юношей, а на роль «невесты» выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали «жениха» с «невестой». И совершались «свадебные обряды», начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь.

Бесчинства молодежи

Мирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что » плохо» лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы.

Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — Троицу, Петровское заговенье, Иванов день. По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.

Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти.

У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде.

По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.

А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения.

Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам.

Приметы

  • Худой свинке и на Петровку холодно.
  • Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет.
  • Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!
  • Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки.
  • Ячмень заколосился, соловей замолчал.
  • В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой.
  • На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.

Источник

Добавить комментарий