Многие люди думают, что знают, что такое радость. Ведь все или почти все испробовано. Секс, общение, разные зрелища, танцы, малые, а порой и большие победы, обладание красивыми и дорогими вещами, игры, изысканные блюда и вина, путешествия, коллекционирование, зависть окружающих, порой – легкие наркотики. Разве не это дарит радость? И если это уже не радует, то зачем жить?..
Нет, всё перечисленное выше – не радости. Это всего лишь удовольствия. Удовольствие – подделка, подмена радости. Если вы искали счасться, идя путем удовольствий, даже если не успели ими насытиться, Ваше нынешнее разочарование и опустошенность вполне закономерны. Все удовольствия быстро исчерпывают себя и оставляют после себя тоску. Как за опьянением следует похмелье.
Внебрачный секс оставляет после себя пресыщение, усталость и неспособность любить. Телевизор и другие зрелища утомляют и лишают способности к творчеству. Обладание красивыми вещами не дает ничего, кроме желания заполучить еще более ценные вещи. Какой бы вкусной ни была еда, какого-то жалкого килограмма хватит, чтобы она стала такой же неинтересной, как простой хлеб, да и для болей в животе этого количества хватит. Про наркотики и компьютерные игры говорить не будем, поскольку нормальному человеку понятно, что это болезнь, а болезнь не в радость. Зависть или почтение окружающих – да, это приятно, но, прислушавшись к себе, признаемся честно, горчит эта приятность, и как-то от нее нехорошо, неспокойно. Такая «приятность» делает скорее несчастным, чем счастливым. И даже такая невинная вещь как путешествия – скажу как бывший тревел-журналист, – что если их больше двух в год, это уже не доставляет удовольствия. А люди, жадно коллекционирующие страны и впечатления, сами не замечая того, похожи на игроманов и почти так же несчастны.
Возможно, всё это кажется Вам плохой новостью. Хорошая новость в том, что помимо удовольствий – этого суррогата счастья, – существует и настоящая радость. Настоящая радость не оставляет после себя похмелья. Она гораздо приятнее, чем удовольствие, она не ослабляет и не разрушает человека, а наоборот – делает здоровее и сильнее. А главное – радость доступна всем. Чтобы иметь радость, не нужны деньги, красота, большой ум, какие-то особые таланты. И совершенно не нужна никакая «удача». Радость доступна всем и каждому. Здесь всё зависит только от Вас. Фраза Короленко «Человек рождён для счастья как птица для полета» верна. Причем абсолютно каждый человек рожден для этого.
Почему же так много людей, живущих безрадостно? – спросите Вы. Потому что, как уже было сказано, всё зависит только от Вас. И каждый сам для себя решает, иметь радость или не иметь. Если Вы, дочитав до конца эту статью, решите ничего не делать для получения радости, вот тогда и спросите себя, почему Вы ничего не делаете. Это и будет ответ на вопрос, почему так много безрадостных лиц, потухших глаз.
Так как же приобретается радость? От чего зависит то количество радости, которое мы имеем? Все законы мироздания, все истины – просты. Закон радости звучит так: «Делая зло, человек страдает. Делая добро – радуется».
Если этот закон верен, получается, что человек может постоянно радоваться, если будет постоянно делать добро. И это естественно для человека – постоянно делать добро. Я знаю много таких людей, которые при каждом, большом и малом, выборе между добром и злом выбирают добро и постоянно радуются.
Возможно, это звучит для Вас каким-то чудачеством – постоянство в добре и радости. Возможно, такие люди кажутся «блаженными», в смысле глупенькими или слабыми, раз они не участвуют во всеобщей войне за удовольствия, в которой мы все с таким усердием и изобретательностью сражаемся друг с другом, бьемся до ожесточения, до ран и нередко до злой насильственной смерти.
Нет, эти люди далеко не глупенькие и вовсе не слабые. Во-первых, победителей не судят. А они победители, раз они выиграли в этой жизни самое полное и постоянное счастье. Во-вторых, быть постоянным в добре не так-то просто – нужны внимание, рассудительность, много знаний, сила воли и упорство гораздо большее, чем для того, чтобы стать миллионером. В-третьих, далеко не все эти люди монахи, многие из них обладают деньгами, красивыми женами, добрыми детьми, домами и всем тем, что мы относим к удовольствиям. Просто они иначе относятся ко всем этим благам.
А если нам и видится в постоянной радости что-то странное, то это только потому, что мы сами не понимаем того, до какой степени наше сознание находится под властью атакующих нас извне словесных и видимых образов. Психологи знают, что даже несколько десятков раз повторенная словесная формула может очень сильно изменить наше отношение к вещам. Но ведь каждый из нас тысячи раз слышал рекламные слоганы типа «Возьми от жизни всё», видел в тех же рекламных роликах совершенно ложные образы счастья (связанные с потреблением определенных услуг и товаров), получал такие же ложные установки из многих серий глупейшей жвачки телесериалов…
Это всё похоже на учителя фортепиано, который учит нас стучать по крышке фортепиано, по боковым стенкам, по ножкам, по чему угодно, кроме клавиш. Мы слушаемся, стучим, но музыки всё не получается. А что в этом удивительного?
«Но ведь я же не делаю зла!» – скажете вы.
А откуда вы знаете, что не делаете? Из того, что вам плохо, совершенно неопровержимо следует, что делаете. «Кто делает зло, тот страдает».
Да, вы не убивали, не воровали, не соблазняли чужих жен и мужей, не обращались через магов к «услугам» сатаны. И очень хорошо, что не делали этого, а то бы вам было ещё хуже. Не думайте, что ворам, даже в составе правительства России, и соблазнителям, даже на российской эстраде, хорошо живется. Нет, они несчастные, бедные люди, хотя и не всегда понимают, до какой степени и отчего они несчастны. Как гласит русская пословица, «Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели». И прежде всего, конечно, для гибели души, для погружения её во мрак.
Но помимо такого большого и явного зла, есть и менее заметное. Которое по мере накопления начисто лишает нас способности радоваться и всё глубже погружает в уныние и нелюбовь к себе и окружающим людям. Зло – это всё то, что противоположно добру. Скупость противоположна щедрости, жестокость – милосердию, разврат – чистоте, хвастовство – скромности, гордыня – смирению, гнев – терпению, обидчивость – прощению, ненависть – любви.
Судить о добре и зле нельзя путем сравнения себя с окружающими. Вы же понимаете, что большинству окружающих вас людей вопросы добра и зла безразличны. Это бесценный клад, по которому они бегают туда-сюда в погоне за своими копейками. Поэтому сравнивать себя с ними – это всё равно, что решать, хороший ли Вы бегун на 100 метров, сравнивая скорость своего бега с ковылянием инвалида на костылях.
Даже в маловажных делах мы понимаем, что нужно учиться, тренироваться. Для различения добра и зла нам дана совесть, но тем не менее, и здесь учеба требуется, тем более, что совесть наша часто глубоко закопана под слоем таких поступков, которые мы совершали, идя против совести. Ведь совесть похожа на такой будильник, который перестает звонить, если его не слушают. Раз от этого зависит наше счастье, надо серьезно заняться изучением того, что же такое зло, что такое добро, как избежать первого и делать второе.
Возможно, мы замечаем, что когда мы обижаемся, завидуем, жаждем мести, ропщем на судьбу, хвастаемся, обманываем, осуждаем, нам становится хуже. Но мы думаем о том, что это происходит с нами по причине внешних обстоятельств – нас обидели, кому-то незаслуженно повезло больше, чем нам, обстоятельства заставили нас солгать и т.д. Мы привыкли считать это естественной реакцией на внешние обстоятельства. Если мы и считаем это злом, то вынужденным, тем более, что все так поступают. Таким образом, мы добровольно записываем себя в рабы обстоятельств.
На самом же деле все мы – свободные люди. Абсолютно свободные! Каждый раз мы принимаем решение, выбираем между злом и добром, а потом несем полную ответственность за свой поступок. Причем, надеюсь, вы уже поняли, что наши эмоции, невысказанные слова – точно такие же поступки, как и внешние дела, ими мы тоже можем и должны управлять, если хотим, чтобы нам было хорошо.
На самом деле, наша реакция на внешние обстоятельства – не естественная, а привычная. Это результат злой привычки. Часто мы выбираем трусливую, рабскую позицию, оправдывая себя непреодолимостью привычки или тем, что «все такие». Но обманываем этим мы только сами себя, и никого больше. Ведь наша свобода делать добро и зло – неоспоримый факт. Который подтверждён миллионами жизней людей, которые научились побеждать зло в себе. А если вы способны вместить более высокое объяснение – это подтверждено самим фактом сотворения человека по образу и подобию Бога. Мы богоподобны! Мы не только самих себя можем делать добрее или злее, мы своим добром и злом преображаем окружающий мир, делая его добрее и прекраснее или злее и уродливее. Мы творим этот мир своими мыслями и делами! Не в индуистском иллюзорном понимании, а в самом реальном. Доброго человека окружают хорошие люди, некоторые из которых до встречи с ним были злыми, и красивые вещи, хотя и не обязательно дорогие.
Всё зависит только от нас – от того, что мы выбираем, добро с его постоянным трудом или зло с его самообманом и самооправданиями. Совмещать то и другое невозможно, как нельзя служить двум господам. Если мы хотим жить в радости – мы должны выбрать добро и потрудиться над тем, чтобы очиститься от того зла, которое мы совершили раньше, и беречься от нового зла.
Добро и зло – понятия вневременные, как вне земного времени Бог и сатана. Для того, чтобы разобраться в том, что добро, Бог дал нам совесть и Евангелие. Для того, чтобы помочь нам победить зло, Бог дал нам Церковь.
Жизнь человека в Церкви – не мечтательная, а сугубо практическая. По своему состоянию, по миру и радости в душе, человек судит о том, насколько успешен его труд над собой, труд по избавлению от зла и приобретению добра.
Проверить, правду ли я говорю вам, вы можете достаточно быстро. Постарайтесь избегать зла. Обратитесь к своей совести и вспомните то зло, которое вы уже совершили. Позвольте Господу в таинстве исповеди снять с Вашей души этот тяжкий камень. Сделайте хотя бы одно-единственное доброе дело. И тогда Вы всё поймёте, во всём убедитесь.
Но помните: человек инертен. Привыкнув идти по рабскому пути слабости и зла, он может остаться на этом пути, даже если знает, как хорошо на другой дороге. Всем нам это свойственно. Для того, чтобы остаться на пути радости, нужна определенная решительность и воля. Нужно следить за собой, чтобы менять наши привычные реакции на более добрые.
К какой реакции на обиду мы привыкли? «Око за око, зуб за зуб». Тяжело прощать, кажется, как будто, прощая, мы чего-то лишаем себя. Но один мудрый человек сказал: «Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты ещё не знаешь настоящей радости».
Так постараемся посмотреть на свою жизнь новым взглядом, чтобы открыть свое сердце той радости, для которого оно сотворено как дом, и которая хочет вернуться в него.
Секрет №1
Есть немало людей, которые стремятся быть добрыми, любить всех, но при этом их радость непостоянна или невелика. В чем проблема таких людей?
Дело в том, что, сосредоточившись на глубинном и главном, мы часто забываем, не придаем значения малым и поверхностным своим поступкам. Мы можем желать человеку добра и быть готовы отдать свою жизнь за него, но при этом мы с ним неприветливы, резки, гневаемся, обличаем в глаза, осуждаем за глаза, оправдывая себя тем, что у нас болит душа о его ошибках.
Что получается?
Жизнь свою за человека мы не отдаем – такой случай, как правило, не представляется. Вообще не часто бывает возможность для каких-то значительных подвигов. Значит, свою великую любовь мы никак не проявляем.
Мы, бывает, потерпим какое-то зло, совершенное в отношении нас. Но человек часто и не замечает, что он сделал, и не расценивает свой поступок как зло. Поэтому наше «отсутствие реакции» не является для него проявлением добра. Это как бы ничто, пустое место для него.
А что мы проявляем через свои мелкие поступки, описанные выше?
Нелюбовь.
Мы порой отравляем жизнь окружающих. Или, по крайней мере, не радуем их. Поэтому и жизнь не радует нас.
Огромное значение для нашей радости имеет самая банальная внешняя доброжелательность и дружелюбие. Что греха таить, наша гордыня, самомнение порой возносят нас так высоко, что мы не хотим «размениваться» на мелкое добро, жаждем (но не совершаем) подвигов. А жизнь-то, а общение состоят именно из мелких поступков!
Давайте задумаемся, что мы помним о людях, которых считаем хорошими? Если они не рисковали за нас жизнью, не одолжили нам большой для себя суммы, то мы помним какое-то приятное слово (пусть даже «Привет!» или «Пока»), теплый взгляд, улыбку, какую-то маленькую заботу, рукопожатие, которое продлилось чуть больше, чем требуется по правилам обычной вежливости. Помним какое-то общее приятное ощущение от человека, который, на самом деле, не сделал для нас ничего значительного.
Недаром ведь сказано: «Ничто не дается так дешево, и не приносит так много как вежливость». Поправим – не вежливость, а искренняя доброжелательность. Вежливость может быть холодной. Вежливость как раз может служить недоброму человеку для сокрытия своей недоброты. Но уж лучше скрывать свою недоброту, чем доброту. Мы же делаем это в первую очередь для того, чтобы людям было хорошо, чтобы им было чуть легче и радостней жить.
А самое ценное – быть доброжелательными с тем человеком, кто плохо к нам относится. Это приносит самую большую радость, если мы делаем это искренне. В Евангелии сказано: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая». А все, что сказано в этой книге, – правда, и всегда сбывается.
И еще там сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А как бы вы хотели, чтобы с вами поступали люди – всегда приветливо, доброжелательно? Или так, как вы ведете себя с ними?
Секрет №2
Есть русская пословица: «Что другому пожелаешь, то себе получишь». Если в Секрете №1 речь шла о поступках, о поведении, а здесь – о том, что мы желаем другим людям.
У меня в жизни было много неприятнейших открытий. Я считал себя очень позитивным, правильным человеком, желающим всем добра, и действительно я всегда радовался, когда кто-то преодолевал зло в себе, становился лучше. То есть я желал людям добра в самом высоком смысле.
Но случалось такое, что кто-то из друзей удачно женился – и я огорчался. У кого-то из знакомых умирала жена — и я с ужасом осознавал, что я «радуюсь». Это связано с завистью. Зависть – это печаль о благополучии ближнего.
Получается, я, желая людям высшего добра, при этом не желал им обычного земного, человеческого счастья. А закон «что другому пожелаешь, то себе получишь» действует железно. Как же я мог быть счастлив?
Поэтому, если мы хотим быть счастливы, нужно абсолютно сознательно и постоянно работать над собой для того, чтобы желать счастья всем людям. Всем без исключения.
Как это делать? Просто. Я стал к обычным молитвам за людей («помилуй, благослови») добавлять пожелания им счастья.
Не все умеют молиться, но всякий способен мысленно произносить: «желаю тебе счастья!», «Пусть все будут счастливы».
Прекрасное упражнение: мысленно желайте добра и счастья всем людям, которые встречаются Вам на пути: на улице, в транспорте, на работе, везде! Начав делать это упражнение, возможно, Вы обнаружите, что до сих пор Ваше отношение к людям было не слишком доброжелательным. Тем сильнее будет эффект от использования этого упражнения.
Это очень важно.
Представляете, какой была бы жизнь всего человечества, если бы все желали друг другу счастья!