Светлый праздник, один из самых важных, добрых, чистых в году — это Рождество Христово. Когда он наступает, даже неверующие люди ощущают на душе умиротворение и радость.
Рождество — праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
Этот праздник и следующие за ним праздники зимнего обрядового цикла, такие как Старый Новый год (Щедрый вечер 13 января), Крещение, Сретение, веками сопровождало множество традиций, обрядов, примет, песен, поговорок — некоторые утратились, некоторые стали известны во всем мире, как щедривка «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ластивочка », которую весь мир знает как «Carol of the Bells». И пусть не все наши традиции постигла счастливая судьба «Щедрика » — с каждым годом интерес ко всему, что отзывается внутри голосом далеких предков, крепнет, и традиции возрождаются. Рождественская ночь — волшебная, и все загаданное обязательно сбудется. Мира вам, достатка и счастья в кругу семьи!
Почему на Рождество украшают елки???
Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились в
Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым
Бонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа». В 17 веке
Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в
Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанном яблоками.
Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке. Однажды вечером он шел домой, сочиняя проповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение.
Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину семейству, он поставил елку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их. Первые
Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем — рождественские свечи. Такой груз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.
Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением
Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок, о может быть алтарь церкви или обеденный стол
Рождественские свечи
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской
Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Рождественские подарки
У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник
Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта
Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.
Рождество на блюдечке
Канун Рождества получил название «сочельник», или «сочевник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, — сочива (или полива). Сочиво — каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья — ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд — 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве
Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество — праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.
КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Впервые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник
Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием
Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого
Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий
Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до
Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится:
«Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что- либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают.
Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота
(языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству —
Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.
Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков — повелеваем извергать из священного сана, а мирян
— отлучать от общения церковного».
В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред
Господом Богом твоим всякий делающий сие»
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Подготовка к празднику Рождества
Перед Рождеством христиане соблюдают длительный рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января. Православные верят, что пост должен не столько поддержать физическое тело, сколько очистить душу. Поэтому те, кто постится часто отказываются, к примеру, от вредных привычек. Также следует воздерживаться от ссор, обид и сквернословия.
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св.
Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества
Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию, и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15
(28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост
Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества
Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына
Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Задачей хозяйки в течение этого поста была генеральная уборка дома и приготовления к празднику Рождества. Собственно, подготовка, на самом деле, начиналась еще с лета, с праздника урожая, когда сплетался сноп-дидух (первый или последний сноп зерна, который не молотили и который, считалось, обеспечит урожай на следующий год), и продолжалась всю осень и зиму. Он же и служил украшением дома в Рождество — выполнял примерно те же функции, что сегодня елка. (Кстати, елки в России И Украине появились в начале прошлого века, и в некоторых местностях их не ставили на пол, а подвешивали к балкам у потолка.)
Хорошая хозяйка должна была приготовить новую одежду себе, мужу и детям (что значило — наткать полотна, выбелить его, сшить и вышить своими руками), подготовить новую посуду. У хозяина были иные рождественские заботы: закоптить мясо, поставить для созревания вино и горилку… Финальную уборку делали 2 января, на Игната: за дело брались девушки, которые не только убирали, но и украшали хату — дидухом, еловыми ветками, сплетенными в венок-«паучок».
4 января, на Анастасии, завершались заготовки продуктов для праздничных трапез. Утром 6 января хозяйка поднималась с рассветом, чтобы набрать рассветной воды для кути и узвара и растопить очаг для приготовления рождественской еды.
Святой вечер или Рождественский сочельник
6 января, Святвечер, был одновременно последним днем Рождественского поста, потому трапеза, за которую садились после появления первой звезды, возвещающей Рождество Христа, была постной. Более того, весь день 6 января соблюдали строгий пост — голодали, за исключением совсем маленьких детей и немощных стариков, которым давали немного отварной пищи.
Как всем известно, Христос появился на свет в хлеву, поэтому в деревнях и селах люди старались подготовить примерные условия для празднования Рождества. Все полы в деревенском доме устилали ароматным сеном, на стол не клали солому. Таким образом, создавалось ощущение, напоминающее в каких условиях родился на свет Христос.
Сочельник — это добрый и веселый праздник, поэтому люди старались развеселить и обрадовать друг друга. Специально в честь торжества создавались своеобразные театральные сценки на Рождественские темы. Посетить деревенский театр разрешалось всем желающим. Сцена театра изготавливалась из картонной коробки, а фигурками, главными героями, служили сшитые самостоятельно куклы.
Чтобы развеселить народ готовился своеобразный маскарад. Девицы наряжались в яркие платья и наносили красивые краски на лицо. Молодые люди же переодевались в фуфайки и яркие кафтаны, пели озорные песни и рассказывали смешные истории.
Многие верующие верили, что в Сочельник добро активно борется со злом. А сам человек может своими действиями показать, к какой стороне он больше причастен. Те люди, которые проводили праздник в песнях и плясках, несомненно, тянуло в сторону добра и веры. А вот люди, которые гадали и совершали тайные обряды, больше были причастны к стороне зла.
Самая главная традиция праздника связана с тем, что в этот день все желания и мечты человека сбывались. В ночь, предшествующую Рождеству, необходимо загадать самое свое заветное желание, а затем с верой и надеждой ждать скорого его исполнения.
Зато вечером, чтобы подчеркнуть праздничность момента, стол накрывали хоть и постный, но богатый — минимум из 12 блюд. Трапезу эту называли богатой кутей. Необязательно было есть от и до все блюда (да и в больших украинских семьях такой возможности не было) — но каждый член семьи пробовал по кусочку всех двенадцати.
Начинали, конечно же, с главного — кутьи, обрядовой каши, сваренной из пшеничного (в некоторых регионах — рисового, ячменного) зерна и приправленной различными лакомыми добавками: растертым маком, цукатами, узваром, сладкими конфетами, орехами. Чем больше таких лакомств будет в кутье — тем лучше, потому что она — символ достатка и райской жизни.
А кроме того, кутья — обрядовое поминальное блюдо, потому миску кути и стакан узвара ставили для предков, чьи духи, как считалось, навестят родной дом в эту волшебную ночь. А еще кутью как пожелание благополучия носили самым близким и важным людям — кумовьям, крестным родителям, бабушкам-дедушкам. Этот обряд называется «носить вечерю»: несут кутью дети, а взрослые пробуют ложечку кутьи и одаривают детвору гостинцами.
У всех 12 блюд рождественского стола было свое символическое значение. Причем даже не одно:переплелись более давние, языческие корни праздника и христианские традиции. Когда-то, в дохристианскую эру, наши предки верили, что в декабре-январе зарождается чудодейственная жизненная сила, которая обеспечит в течение всего следующего года достаток и радость и человеку, и природе.
Христианство придало чисто житейским верованиям более глубокий смысл, потому 12 блюдам на столе, подготовке к празднику, рождественским приметам и обрядам уделяется столько внимания. Вообще нет единого перечня всех 12 блюд для всех — страна наша большая, в каждой местности свои особенности: вместо простого постного борща — борщ с тестяными ушками, пустыми или с постной начинкой, например, грибами. Или борщ с карасями. Или борщ мог заменяться капустняком. На Виннитчине варили кашу — пшенную или гречневую. Кое-где подавали блины.
Главными и неизменными блюдами для всех остаются узвар, кутья, постные вареники и различная постная выпечка. Ее должно быть как можно больше: это гарантирует здоровье и силу хозяину дома, принесет достаток и урожай. Калачи, пампушки, пирожки и пироги — все будет правильным.
Подавать все это богатство, конечно же, нужно было на правильно накрытом столе. На стол клалось сено из дидуха (большую часть этого снопа хозяин отдавал коровам, овцам и козам, а немного приносил в дом; с хозяином в обряде участвовали сыновья), оно покрывалось новой нарядной скатертью, и уже на эту скатерть ставилась еда.
Как правило, трапеза с 12 блюдами, первая торжественная рождественская еда, проводилась исключительно в кругу семьи. Уже после нее дети несли вечерю крестным, молодежь или мужчины уходили колядовать, взрослые собирались в церковь, а незамужние девушки не упускали случая погадать на суженого (хотя церковью это и запрещалось).
В гости выбирались 7 января, после церковной службы и разговления. Наступает волшебная Рождественская ночь, и спать этой ночью нельзя, иначе проспишь свое счастье. Да это и не получится: колядники поют свои песни и веселятся, звонят церковные колокола и шумно радуются люди, возвращаясь со службы.
Праздник Рождества Христова
Празднование начинается с похода на рождественскую службу в церковь, а затем вся семья собирается за праздничным завтраком. Вечером же приходит пора колядок, а на стол ставят вкусные блюда — буженину, домашнюю колбасу, кровянку, холодец. На десерт подают сладости — слоеные торты с разнообразной начинкой: маком, вишнями, черносливом, кремом, безе. Схожи со славянскими традициями празднования Рождества обычаи и других народов мира.
После обильной еды клонило в сон, потому наступало время заслуженного отдыха, а уж после обеда отправлялись в гости: взрослые дети со своими мужьями-женами навещали родителей, кумовья гостили друг у друга.
Например, когда русские, украинцы, белорусы готовят на Святой вечер 12 блюд, которые символизируют 12 апостолов Иисуса Христа, то чехи подают на стол 12 видов пирожных, которые обозначают 12 месяцев. В Венесуэле делятся виноградом и съедают по 12 виноградинок, загадывая при этом по желанию на каждый месяц года. Украинцы во время Святого ужина делятся церковной просфорой, а поляки — отплатком.
В этот светлый день все улицы и дома наполняются весельем и звонким пением — ходятвертепы с колокольчиками и Рождественской звездой (дети, переодетые в ангелов, черта, воинов, смерть), звучат колядки, проходят концерты, фестивали и ярмарки, разыгрываются вертепные драмы. В церквях и домах ставят шопки — макеты, изображающие вифлеемскую конюшню в ночь Рождества Христова. Обязательными элементами шопки являются фигуры Иисуса Христа, Божьей Матери и святого Иосифа, а также пастушков и трех царей.
Колядуют в основном молодые люди и дети. Раньше это было своеобразным развлечением молодежи. А собственно, что мешает вам и сегодня поздравить величальными колядками в день Святого Рождества своих соседей по лестничной клетке? В нашем мире, где люди так разобщены, порой не хватает простого человеческого общения. Угостите соседей самолично «приготовленными» колядками, и они наверняка одарят вас в ответ чем-нибудь вкусным или даже пригласят на чай.
В период рождественских праздников можно вдоволь полакомиться всякими вкусностями, самые популярные из которых — пампушки. Еще с древних времен они являются сладким символом Рождества и традиционным блюдом на праздничном столе. У каждой хозяйки, как правило, есть свой секрет их приготовления. Чаще всего их пекут с маком, вишневым или розовым вареньем. Некоторые хозяйки в Сочельник любят шутить над гостями и кладут в пампушки всевозможные символические начинки.
Так, согласно поверью, у того, кому попадется пампух, начиненный солью, весь год пройдет в нелегком труде. Если вместо мака хозяйка насыпала перца, следует готовиться к сюрпризам в новом году. Кто попробует пампух с копейкой внутри, тот разбогатеет. А начинка из меда свидетельствует о любви или скорой свадьбе.
А еще в этот день прощали друг другу старые обиды и мирились. Вообще день надо провести шумно, весело, в большой компании друзей, кумовей, приятелей — оставаться одному или в тесном семейном кругу нельзя. У Козаков 7 января были свои дела — это был день подведения итогов и выборов новой старшины.
8 января — день Богородицы Этот день был предназначен для почитания Богородицы и всех женщин — мам, бабушек, жен. Они могли не работать по дому (а беременным это просто категорически запрещалось), а чтобы не заскучать, женщинам разрешалось колядовать (вообще коляда — дело мужчин и бессемейной молодежи). И конечно, все молитвы, посланные в этот день Богородице, обязательно будут услышаны.
Чего нельзя делать на Рождество?
Традиционно 7 января запрещались некоторые вещи. Нельзя было: сквернословить, ругаться, желать зла кому-либо (даже в шутку); охотиться, забивать домашних животных; убирать дом, мыть полы, чинить и заниматься домашними хлопотами (дом к этому времени уже должен быть чистым); купаться (это нужно успеть заранее); расчесывать волосы, плести косы; гадать и ворожить; заниматься любовными утехами.
Приметы на Свят вечер и Рождество Христово
- Все взятые взаймы предметы нужно вернуть до Рождества.
- В праздник нельзя давать взаймы.
- Одеваться к столу в Свят вечер нужно в новую нарядную и обязательно светлую одежду, чтобы не накликать траур в семью.
- Свят вечер празднуют только своей семьей. Если же гости неизбежны, стараются, чтобы пришел счастливый и приятный человек. Эта примета связана с общеевропейской традицией первого гостя: кто первым переступит порог дома, тот и запрограммирует семью на весь год. И если придет человек злой, год будет неудачным.
- Перед тем как садиться за стол в Свят вечер,нужно дунуть на лавку или стул, чтобы сдуть души предков, заглянувших в гости, и ненароком на них не сесть.
- Каждый член семьи в Свят вечер должен быть дома.
- Как только наступит полночь с 6 на 7 января, необходимо распахнуть окна и двери, чтобы Рождество вошло в дом.
- Ни в коем случае нельзя ругаться с домашними и близкими. Нельзя относиться неуважительно и обижать родителей.
- К столу нельзя также опаздывать — будешь весь год блуждать в далекой стороне.
- В течение ужина на Свят вечер нельзя вставать из-за стола, кричать и громко разговаривать — чтобы не потревожить души предков и не отпугнуть удачу.
- 6 и 7 января нужно, хотя бы мысленно, попросить прощения у всех, кого обидел, и простить всех, кто нанес обиду тебе. Кстати, именно в этот период прощение дается особенно легко.
- В Рождественскую ночь нельзя ложиться спать — счастье свое проспишь.
- Теплое Рождество — к холодной весне.
- В Рождество в доме должен гореть живой огонь — печь, камин, свечи.
Гадания на Рождество
Святочные гадания
Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий — и люди гадали. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, — места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали «защитные» меры против нечистой силы
— очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.
Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака — девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженном.
В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что соблюдении определенных условий, будут получены «знаки» судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.
«Знаками» могло быть что угодно — сновидения , случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. и т.д. и т.п.
Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня — дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.
Чтобы приснился вещий сон, девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень или чашку с водой.
Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем году.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, на прямую зависел от степени одарения колядующих.
В некоторых регионах на Рождество гадают на варениках: в начинку добавляют предметы, символизирующие различные вещи – и кому с чем достанется, тот так год и проведет. Вот несколько значений таких вареничных «сюрпризов»:
- монетка – богатство
- хлеб – к сытому, благополучному году
- кольцо – к близкой свадьбе
- лавровый лист – к славе и удаче
- изюм – получение множества подарков
- капуста – к семейному счастью
- нитка – к дороге
- гречка – неожиданное богатство
- морковь – новое знакомство
- тесто – семейное пополнение
- укроп – к крепкому здоровью
- горох – к семейному уюту и теплу