Яблочный Спас

Яблочный Спас, второй (19 августа). Преображение Господне

Второй Спас связан с праздником преображения Господня. Что же произошло тогда и почему это так называется?

В Новом Завете описано чудо преображения Иисуса Христа тремя апостолами – Лукой, Марком и Матфеем. Чтобы явить своим ученикам духовное величие, небесную славу, Господь Иисус преобразился перед ними на горе Фавор. Чудо преображения наблюдали Иаков, Петр и Иоанн. По словам апостолов, лицо Иисуса просияло подобно солнцу, а одежды стали белыми как свет. В этом момент явились им Илия и Моисей, беседующие с Господом. И осенило их светлое облако, из которого донесся голос: это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте, в Нем Мое благоволение».

Священные писания называют состояние, в котором пребывал Иисус «хождением в свете Небесного Отца». К сожалению, человечество очень давно утратило эту способность и это счастье. И не существует в нашем языке даже слов и понятий для того, чтобы выразить это полное блаженства состояние. Были в истории человечества избранники, которые, живя на земле, были удостоенные соприкосновения с Сиянием Отчим, и они не в силах были рассказать об этом чуде. В этот праздник Господь дал человечеству знак и надежду, что мы находимся под Его защитой.

Тропарь – это короткое церковное песнопение, посвященное каждому церковному празднику или дню памяти какого-либо святого. На день Преображения в тропаре есть слова: «Да воссияет и нам, грешникам Твой неприступный Свет». Слова эти – выражение надежды и стремления верующего человека к стяжанию святого Духа, стремление к свету божьему и готовность поделиться этим чудом с ближним. В этой день после церковной службы освящаются дары Земли – плоды, урожай, при этом люди уповают на поддержку Господа в своих земных делах. Поэтому в народе день Преображения называется Яблочным Спасом. Дары урожая – яблоки, злаки, мед, хлеб, овощи приобщаются Духу Святому.

Яблочный считается самым главным из трех Спасов. В народе до наступления этого праздника запрещалось есть плоды. После освящения нищие обязательно получали свою долю, плоды также посылались на дом больным людям, все прихожане получали по яблоку. Не исполняющий этого обычая порицался всеми. Эта традиция имеет таинственное и символическое значение. После грехопадения человека не только его натура оказалась искажена, он исказил и природу. Поэтому в обновлении нуждаются и природа, и человек. И освящение плодов символизирует будущее обновление, преображение природы и человека, принявшего Христа и пошедшего за Ним. Евангельские события обязательно вспоминаются в этот день. Вообще же освящение плодов своего труда, посвящение их Господу – традиция очень древняя. По закону Моисея самые первые плоды нового урожая приносили к алтарю и во времена Ветхого Завета.

Вечером, когда время близилось к закату, в день Преображения Господня молодежь шла в поле, за околицу. Молодые люди останавливались на холме и смотрели на закат. Когда солнце начинало опускаться за горизонт, все пели песню, славящую Солнце, прося его подольше оставаться на горизонте и позволить собрать урожай, так как погода после второго Спаса часто портилась.

Каждая хозяйка в этот светлый день старается подать на стол вкусные блюда, в которых есть мед или мак, и садовые плоды.

Обильного вам стола и благодатного праздника!

Источник

Добавить комментарий